Amazon, Airbnb, Ikea: кто выиграл и проиграл от пандемии Covid-19



Amazon, Airbnb, Ikea: кто выиграл и проиграл от пандемии Covid-19

Amazon, Airbnb, Ikea: кто выиграл и проиграл от пандемии Covid-19

Кризисные процессы в мировой экономике не обошли стороной и рынок стартапов. Многие технологические проекты, которые находились в тренде, в результате пандемии оказались на дне.


Однако есть и те, для которых установленные социальные ограничения и меры по профилактике развития пандемии стали условиями бурного роста. Какие же стартапы потеряли, а какие приобрели на фоне пандемии Covid-19?

Большинство экспертов сходятся во мнении, что рынок стартапов в целом выдержал, однако значительная часть все же оказалась в минусе. В первую очередь, по причине снижения объема инвестиций.

По расчетам аналитиков, первое полугодие ознаменовалось снижением инвестиционной активности на 7%.

Рыночная капитализация большинства компаний серьезно упала. Половина игроков потеряла от 20 до 30% прежней капитализации. Более 30% компаний ощутили снижение доходов.

Многие стартапы вынуждены были пойти на сокращение персонала. Кто-то сделал это весьма технологично, как, например, фирма Bird, занимающаяся предоставлением услуг по аренде самокатов. Руководство просто пригласило более 400 работников на конференцию в ZOOM, где голосовой чат-бот сообщил им об увольнении. Российский аналог сервиса, «СамокатШеринг» поступил проще, обанкротившись в апреле.

Сервис Airbnb, знаковый стартап, известный практически каждому путешественнику в мире, вынужден был уволить четверть сотрудников (около 1,9 тыс. человек), находясь перед перспективой двойного спада доходности по итогам 2020 года.

Как заметил руководитель компании Брайан Чески, путешествовать по-прежнему теперь нельзя. Негативное воздействие пандемии ощутил, кстати, не только Airbnb. Фактически все бизнесы, работающие на рынке развлечений или связанные с предоставлением туристических услуг, ощутили удар.

За рубежом многие подобные стартапы приостановили работу, например Stay Alfred или TripActions. Первый занимался подбором квартир в США для предоставления краткосрочной аренды. Второй помогал в организации деловых поездок. Компании грозило банкротство, от которого ее спасли долговые обязательства на сумму в $125 млн, привлеченные под залог будущей доли в пакете акций после проведения IPO.

Про печальную историю британского технологического стартапа OneWeb, обратившегося в американский суд для защиты от банкротства, стало известно еще в марте.

Компания, способная обеспечить весь мир дешевой и доступной мобильной связью и имевшая среди инвесторов таких гигантов как Airbus, Virgin, Coca-Cola, SoftBank, не справилась с финансовыми обязательствами.

Кто же выиграл от пандемии? Как отмечают аналитики, около 23,5% инвесторов, работающих на венчурном рынке, увеличили свою доходность. И это не только гиганты вроде Amazon – компания не только поддержала своего руководителя в статусе самого богатого человека в мире, но и предоставила работу около 175 тысячам человек в самый разгар пандемии.

Как показала практика, неожиданно оказались «на коне» сервисы по доставке еды, образовательные и медицинские стартапы.

Выиграли те, кто предложил наиболее адекватное решение проблем, вызванных болезнью. Так, например, вынужденная закрыть свои торговые центры Ikea приобрела стартап, примеряющей мебель в квартире с помощью мобильного устройства. Программа, работающая на основе технологии Geomagical Labs, позволяет покупателям сделать объемное изображение своей квартиры, а затем перемещать новую мебель на место старой в виртуальном пространстве.

Кто мог предполагать, что в середине марта Zoom увеличит капитализацию на 40% за одну неделю? К концу мая Zoom стоил уже больше $50 млрд, в то время как на начало 2020 года его рыночная стоимость оценивалась менее чем в $30 млрд.

Сервисы по доставке еды, активно развивавшиеся и раньше, в кризис ощутили рост в несколько раз. Действующие в России Delivery Club и «Яндекс.Еда» нарастили количество заказов в несколько раз. Их китайский «собрат», Meituan, увеличил объем заказов четырехкратно.

Образовательные стартапы, которые до кризиса пытались наводить мосты с государственными чиновниками и министерствами, оказались в самых выгодных условиях – в ситуации, когда образовательные учреждения в 190 странах полностью закрылись или перевели своих сотрудников и учащихся на удаленный режим работы. Британская компания Kano (программирование для детей) получила от инвесторов около $45,5 млн.

Российский сервис SkillFactory приобрел инвестора в лице холдинга Mail.ru, который приобрел долю в 18,31%.

Медицинские технологические компании оказались вообще вне конкуренции. Так, пандемия серьезно помогла датскому стартапу Blue Ocean Robotics, позволяющему направить роботов для дезинфекции ультрафиолетовым излучением. В прошлом году стартап уже стал активно продвигаться в более 40 странах мира. Около 2 тысяч роботов в разгар пандемии для своих больниц заказали клиенты из Поднебесной.



17.07.2020



Возврат к списку Горячие обсуждения в обществе



Поделиться в соцсетях:




Cackle